Материалы - для лучших дорог

Буквально на глазах растет в карьере новый объект, призванный сократить производственные затраты и увеличить объем выпуска нерудных строительных материалов. Завершается бетонирование опорной стенки и фундаментов для оборудования, начинается доставка на место строительства металлоконструкций, из которых и будет собрана будущая установка. Важнейшая часть технологической линии - самая современная на сегодняшний день дробилка - уже прибыла в город горного льна из-за рубежа.

По расчетам, ее производительность должна соответствовать параметрам дробилки, действующей сейчас на участке переработки скальной породы, осуществляющем первую стадию дробления. А это — ни много, ни мало — 500 тонн в час или три миллиона тонн породы в год! При этом вес самой новой дробилки — в три раза меньше, чем у действующей, всего 45 тонн.

Прибыл на комбинат «Ураласбест» и питатель, который будет подавать материал в дробилку, совсем скоро на склады доставят бутобой — установку для разбивания негабаритных камней, и грохот — оборудование, распределяющее продукцию по крупности. Выбору поставщика на комбинате уделили особое внимание — искали самых опытных и надежных производителей технологического горного оборудования, проводили конкурс. По его результатам из шести крупнейших зарубежных компаний выбрали наиболее выгодные предложения.

- При этом само по себе оборудование для новой производственной линии сложно назвать инновационным, уникальность проекта в другом. Для нас главным новшеством является именно местоположение дробильно-сортировочной установки — в карьере, что позволит в перспективе экономить значительные средства при производстве продукции, - комментирует главный инженер комбината «Ураласбест» Рожап САЛАХИЕВ.

В частности, осуществление первой стадии дробления руды в карьере позволит избежать ненужных перевозок материалов. Так, например, породную мелочь, общая доля которой составляет около 20 процентов, можно сказать, два вагона из десяти, смогут отделять прямо в карьере и отправлять во внутренний отвал. Не нужно будет вести этот груз сначала на фабрику, а потом на отвал. Снизятся транспортные расходы на производство щебня и для нужд рудоуправления — для строительства и ремонта карьерных дорог, так как его изготовят также непосредственно в карьере.

Именно поэтому внимание к процессу возведения дробильно-сортировочной установки — особое. Оценил ход строительства и генеральный директор ОАО «Ураласбест» Юрий КОЗЛОВ во время своего визита в карьер. На текущий момент завершается строительство одного из самых масштабных объектов будущей установки — опорной стенки, конструкции из железобетона высотой с четырехэтажный дом, к которой будут подъезжать автосамосвалы и ссыпать горную массу. И начинается доставка на место строительства металлоконструкций, на которые после предстоит смонтировать технологическое оборудование.

- Всего для возведения фундаментов для будущего оборудования — а их предусмотрено 17 — потребовалось более 1800 кубических метров бетона и около 270 тонн арматуры, - приводит цифры Василий ЧЕРНЫШЕВ, начальник отдела капитального строительства ОАО «Ураласбест».

Кстати, конструкция дробильно-сортировочной установки в карьере Баженовского месторождения настолько масштабная, что воспользоваться стандартными, типовыми проектами для ее возведения невозможно. Поэтому к расчетам привлекли специалистов одного из лучших вузов страны — Уральского федерального университета. А постройкой фундаментов занимается организация с высокопрофессиональными сотрудниками, которые вели работы в том числе на ряде атомных электростанций.

- К 20 декабря опоры-фундаменты для оборудования должны быть доделаны. Монтаж металлоконструкций планируем завершить к концу декабря. Также до конца года планируем установить на них дробилку и питатель, - рассказывает о предстоящих работах Вячеслав ОСИНЦЕВ, куратор проекта. - После каникул работы продолжатся: одна бригада будет заниматься сборкой и установкой семи конвейеров, которые свяжут между собой технологическое оборудование, другая - устанавливать приемный бункер, в который предстоит сгружать руду для переработки.

Готовую конструкцию бункера планируется укрепить футеровками - плитами, которые уже отливает дочернее предприятие комбината — Асбестовский ремонтно-машиностроительный завод. Всего будет отлито 256 квадратных плит, 800 миллиметров шириной и 40 миллиметров толщиной, из марганцовистой стали — наиболее устойчивой к износу. Затем на установке смонтируют электрооборудование — линия работает на электроприводе с системами блокировки и автоматизации. И уже в начале мая ожидаются пусконаладочные работы и запуск установки.

Несмотря на то, что сокращение затрат на производство - одна из главных задач, которая ставилась при разработке новой установки, не менее важно и повышение качества продукции. Предварительная переработка в карьере позволит поставлять на фабрику горную породу в идеальном для производства щебня состоянии, что непременно скажется и на конечном продукте. Кроме того, благодаря дополнительной подготовке сырья обогатители смогут повысить производственные мощности.

Значимость новой дробильно-сортировочной установки, которая позволит проводить первую стадию дробления руды прямо в карьере, сложно переоценить. Новый объект станет своеобразной революцией в технологии производства нерудных строительных материалов комбината «Ураласбест», чья продукция пользуется все большим спросом у дорожников России. И это неудивительно, ведь использование качественных материалов значительно продлевает срок службы дорожного покрытия.

Так, например, согласно проведенному одним из крупных Интернет-порталов опросов, Тюмень подтвердила звание города с лучшими в России дорогами. Есть в этом и заслуга асбестовцев, ведь многие из тюменских дорог построены из материалов, производимых комбинатом «Ураласбест». Только в 2017 году в Тюменскую области комбинатом было отгружено более полутора миллионов тонн щебня разных фракций.